Волгоградский областной совет профессиональных союзов

WWW.VOLGOPROF.RU

Волгоградский областной Cовет
профессиональных союзов

Обратная пропорция

27 июнь 2014 (11:59)   Автор: "gazeta"   Просмотров: "1 692"   Комментариев:  "0"      Версия для печати   

Обратная пропорцияЮрий Лепехин, волгоградский педагог, член профсоюза, первый в новейшей истории России удостоенный звания  Героя Труда о качестве школьного  образования

личное мнение

- Мастер по капитальному ремонту скважин,  президент  музея-заповедника, глава крестьянского хозяйства, главный тренер сборной России по синхронному плаванию и я, школьный  учитель математики и информатики.  Что общего между нами, представителями таких разных профессий?  У  каждого из нас был педагог,  преподаватель, тренер,   которого можно назвать учителем с большой буквы. Иначе каждый из нас не получил бы в Московском Кремле из рук Президента России  Золотые медали «Герой Труда Российской Федерации».

В волгоградской школе № 78 я работаю 49 лет,  и не мыслю своей жизни без учеников, без живого процесса  передачи знаний. В России начинается этап масштабной  модернизации  И как никогда важен труд – квалифицированный, напряженный, наукоемкий. Нужны профессионалы, патриоты  своего дела и своей страны – таких людей может и должна воспитать школа.  Мы, учителя, готовы  приложить к этому все свои силы и умения. Вопрос качества    российского образования – это вопрос национальной безопасности страны. Именно так педагогическое  профессиональное сообщество рассматривает эту проблему в  системе приоритетных проблем  современного общества.

Роль профессионального союза работников образования и науки в решении этой задачи должна быть первостепенной. Именно нам, представителям самой крупной в регионе профсоюзной организации, невольно приходиться  каждый день стоять перед   выбором - учить  детей или  заниматься бумаготворчеством. Я не против работы над документами и готов написать четыреста  листов своего личного рабочего плана вместо ста пятидесяти, но при одном условии. Если от данного вида деятельности учителя  вырастит   уровень школьного образования  в России.

Сегодня российские педагоги как свободные итальянские художники  эпохи  Ренессанса работают над созданием своего личного портфолио. Готовят альбомы,  оформляют и пишут тексты,  размещают рисунки,  фотоиллюстрации. Только между нами есть существенная  разница   – художники и архитекторы  демонстрировали свое портфолио для получения  заказа, а мы, педагоги, работая каждые полгода над созданием  своей  письменно-художественной  презентации, отрываемся  от процесса обучения и воспитания детей. Вопрос: насколько оправдано подобное  перераспределение функций?

. Подтверждать  и повышать квалификацию важно, необходимо.

Мы рискуем оказаться в  такой  системе координат, где ярко оформленный   конспект урока, размещенный в портфолио,  важнее качества  самого  урока, а  подробно описанный сценарий внеклассного мероприятия   наберет больше баллов, чем живые эмоции ребят от похода  в музей или  встреч с ветеранами  войны.

Систематизация опыта, накопленного педагогом, его личный профессиональный рост и достижения его учеников должны иметь свое отражение в аттестации  педагогических  работников, проводимой  один раз в пять лет. Единственным  обоснованием  заявленной  педагогом квалификационной   категории  и подтверждением  его профпригодности может быть только уровень успеваемости и воспитанности его учеников. Но в  системе виртуальных ценностей  действуют другие критерии: отчеты, справки, иллюстрации и другие труды письменного творчества, мало имеющие отношение к практической педагогике.

Результат не заставил себя долго ждать – успеваемость учащихся средних общеобразовательных школ по стране снизилась до 70 процентов. Только вдумайтесь –  30 процентов двоечников выходят из школы  в современную российскую жизнь!  А   учитель под  ворохом  бумаг, с низкой зарплатой  и  обязанностью каждые полгода должен создавать себе по примеру творческих людей свободных профессий   самопрезентацию  объемом  в сто пятьдесят печатных страниц, оказывается  профессионально дезориентированным.

Думаю, что мы, члены профсоюза,  должны  заявить:  о необходимости освободить учителя  от возложенных на него  дополнительных функций,  не связанных с прямым  предназначением учить и воспитывать. Регулировать круговорот  бумаг в школе  должны профессионалы  делопроизводства, знакомые с законами составления и прохождения документации.  Я нисколько не умаляю значение документооборота – просто каждый должен заниматься  своим делом. Завуч школы не должен выполнять функции ответственного секретаря, а учитель не может без ущерба для своей работы  совмещать процесс воспитания и обучения с писательским трудом. И отменить портфолио. Школу из бумажных портфолио не построишь. Но время, посвященное  ученику  и часы, потраченные учителем на делопроизводство, связаны законом физической зависимости. В  итоге  данного вида функциональной связи  общество от школы получает вместо функции «учить» функцию «отчитываться».

Каким быть учителю ХХI  века – вопрос, который все чаще  и чаще звучит с высоких трибун. На мой взгляд, сейчас  перед  профессиональным сообществом стоит дилема: «учить детей» или  «учиться  искусству письменной самопрезентации». Для решения задачи в пользу живого процесса воспитания и обучения  есть одно из обязательных условий – готовность  отраслевого профсоюза высказаться  за  сокращение количества написанных учителем  планов, отчетов и справок, за отмену  в школах метода «портфолио», за усиление управленческих структур  специалистами, профессионально владеющими методиками отчетности. И тогда, спустя энное количество лет, в Московском Кремле будут вручать золотые медали Героя Труда РФ  новому поколению россиян.

 

 

Юрий Васильевич Лепехин – убежденный член профсоюза. Работает в классах с углубленным изучением математики. Творчески сочетает преподавание алгебры, геометрии и информатики.  Возглавляет не первый год методическое объединение педагогов-математиков Краснооктябрьского района. К его мнению прислушиваются и молодые, и опытные учителя со стажем. Методика преподавания, система  воспитания, особенности той или иной программы  -  Юрий Лепехин поможет  и любом вопросе, волнующем коллегу.  В перестроечные годы, когда не было учебников по информатике, Юрий Лепехин написал свой учебник, разработал  свою авторскую программу. Но самое ценное, что Юрий Васильевич не только прекрасный учитель, но  и  великолепный классный руководитель. Добивается от своих учеников  поиска нестандартных решений, - это мнение председателя территориальной районной организации профсоюза работников образования и науки Нины  Обликовой.

Обратная пропорция

Юрий Лепехин, учитель математики и информатики  средней общеобразовательной  школы № 78 г. Волгограда.

Заслуженный учитель РСФСР, Отличник просвещения РФ.

Награжден Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Почета, медалью «За доблестный труд».

Удостоен звания «Народный учитель Российской Федерации»

Герой Труда Российской Федерации.

 

 

Ученики Юрия Лепехина традиционно  получают наивысшие оценки в сто баллов на  ЕГЭ по математике и информатике. Среди них – десятки победителей  Всесоюзных,  Всероссийских и международных математических олимпиад и конкурсов.

Многие из них избрали математику своей  профессией.


Теги: Конкурс

Вернуться
Поделиться новостью:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

УСЛУГИ